Окт 08

Слово о великом Мастере (I)

Николай Титков Николай Титков написал(а) в 06:00
Рубрика(и): Арт, Статьи и советы, Дизайнеры и студии, Мебель

Немецко-австрийский мебельный мастер и организатор массового производства МихаэльТонет (Michael Thonet), 2 июля 1796 года — 3 марта 1871 года

Когда мы упоминаем о венских стульях, мы, может, и не зная того, говорим об одном выдающемся человеке, которого звали Михаэль Тонет (Michael Thonet). Мебель этого стиля — стулья, кресла-качалки, столики — популярна, любима и ценима и сегодня.

Человек, чья творческая деятельность совпала с началом периода индустриальной революции, родился в прусском городке Боппарде на Рейне 2 июля 1796 года.

Михаэль родился в семье кожевенника Франца Антона Тонета и его супруги Маргареты Фишбах. Большие лесные массивы в этой части долины Рейна издавна способствовали развитию столярного дела. Кроме того, недалеко от Боппарда в местечке Нойвид располагалась мастерская выдающегося мастера-краснодеревщика Давида Рентгена (David Roentgen). В общем, на родине работа с деревом была весьма почётной и, что главное, была способна обеспечить достойный уровень жизни (как сказали бы сейчас).

Видимо, всё это способствовало тому, что Михаэля отдали обучаться мастерству столяра.

В 1815 году умерла мать Михаэля и в 1816 году отец выхлопотал сыну освобождение от воинской повинности, чтобы тот помогал в хозяйстве. А в 1819 году Михаэль Тонет основал собственную мастерскую.

В 1820 году он удачно женился на Марии Грае. У них родилось 14 детей, из которых выросли семеро: две дочери и пятеро сыновей: Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Якоб (Franz, Michael, August, Josef and Jakob). Сыновья также приняли участие в семейном бизнесе Тонетов.

Мастерская процветала, множество заказов позволило Михаэлю заняться экспериментами в области создания гнутой мебели. До него процесс производства заключался в том, что древесину резали, обрабатывали, соединяли множеством шипов, стыки прикрывали резьбой и декоративными накладками. Работа очень сложная, дорогостоящая и долгая, требующая к тому же огромного мастерства.

В те годы по-настоящему гнутое дерево использовали очень ограниченно: в кораблестроении, при изготовлении деталей карет. При этом древесину крепили в зажимах и подвергали воздействию горячей воды или пара. При производстве мебели этими приёмами почти не пользовались.

Однако ещё в XVII веке в Англии изготавливали гнутые спинки (знаменитый стул Windsor). В 1720 году мастер Джон Камберленд (John Cumberland) получил первый патент в этой области. Патент на гнутую древесину получил в 1768 году Гамильтон Джексон (Hamilton Jackson), а в 1794 году — Джон Видлер (John Vidler). В 1793 году английский инженер и архитектор сэр Сэмюэль Бентхэм (Samuel Bentham) разработал метод механического изгибания. С 1802 года бельгийский столяр-краснодеревщик Жан-Жозеф Шапью (Jean-Joseph Chapius) начал изготавливать ножки стульев из склеенных вместе изогнутых кусочков древесины толщиной в четверть дюйма (около шести миллиметров).

Современное кресло в стиле Windsor

На фотографии — современный стул в стиле Windsor.

Не отставали и американские изобретатели. Считается, что 31 августа 1808 года в Бостоне Сэмюэль Грегг (Samuel Gragg) подал заявку на патент «Эластичного стула». Его рама спинки и сиденья, а также ножки представляли собой единую гнутую конструкцию. Грегг — это американская легенда. Нет ни одной книги об истории столярного мастерства, в которой не упоминалось бы его «Elastic chair».

Стул из серии „Elastic chair“ работы американского краснодеревщика Сэмюэля Грегга (Samuel Gragg) из собрания нью-йоркского МоMA, Museum of Modern Art (1808 год)

Но фотографии — стул из серии „Elastic chair“ работы американского краснодеревщика Сэмюэля Грегга (Samuel Gragg) из собрания нью-йоркского МоMA, Museum of Modern Art. Материалы: ясень, дуб, клён и бук. Размеры — 83,8×47,0×74,3 сантиметра. 1808 год.

Но вернёмся в Германию.

Сначала Тонет занялся экспериментами с тонкой фанерой. Он изгибал отдельные полосы, склеивал их плоскостями и помещал до высыхания в фиксирующие устройства. Мастер остался доволен экспериментами, однако процесс всё ещё оставался дорогим, трудозатратным и мало пригодным в массовом производстве.

Тогда Михаэль изобрёл специальный станок, в котором изгибал сразу несколько одинаковых сегментов. Это был первый, хотя и значительный, шаг в сторону серийного производства. Такая техника была использована Тонетом для своих первых гнутых стульев, которые до того изготавливались мебельщиками только из массива дерева.

Кстати, в английском языке такие стулья именуются «side chairs». Речь идёт о классических стульях без подлокотников; в основном они входили в наборы «обеденной» мебели для столовых.

Стул модели II Михаэля Тонета из гнутой древесины; производился на фабрике в Боппарде примерно в 1840—1842 годах

На фотографии — стул модели II Михаэля Тонета из гнутой древесины. Производился на фабрике в Боппарде примерно в 1840—1842 годах.

Однако разработанный Михаэлем процесс позволял гнуть древесину лишь в одной плоскости. Поэтому Тонет продолжил свои эксперименты. В 1840 году он пытался получить патент в Пруссии, однако его заявка была отклонена «ввиду недостаточной новизны». Та же участь постигла его в Великобритании, Франции и России.

Лишь при повторном обращении в 1841 году он смог защитить свои новаторские для того времени технологии французским патентом.

Продолжение следует.




Ждём ваш комментарий:

Зарегистрируйтесь! Это даст вам много дополнительных возможностей!