Окт 28
Продолжаем историю об одном из величайших мебельных мастеров, который жил и творил во Франции в
Назначение Буля на должность «главного королевского мебельщика» было вызвано целым рядом причин.
Были и так сказать, «внешние обстоятельства», которые помогли Булю в полной мере проявить свой талант. В этот период Людовик XIV задумывался о перенесении своей парадной резиденции в Версаль (это примерно в 20 километрах от Парижа), где существовал небольшой охотничий дворец, построенный его отцом, Людовиком XIII Справедливым. В это же время продолжалась реконструкция парижской резиденции — Лувра.
На фотографии — фрагмент часов работы Андрэ Буля (диаметр 43 сантиметра), 1715 год. Собрание Wallace, Лондон.
С 1661 года в Версале развернулись колоссальные (по тем временам) работы. Старый дворец был расширен в несколько раз. В 1678 году реконструкция Лувра была практически завершена, но именно Версаль был выбран Людовиком как место постоянной резиденции. По пышности обстановки он должен был затмить все королевские дворы Европы.
Для завершения интерьеров потребовалось огромное количество мебели высочайшего качества, подобающей царствованию Короля-Солнца. Булю удалось доказать, что именно он сможет справиться с этой задачей лучше всех. Уже упомянутая «Мануфактура королевской меблировки», созданная в 1678 году, — это многократно расширенная Булем королевская мебельная мастерская.
На фотографии — декоративная панель работы Андрэ Буля. Маркетри. 1695–1700 годы. Собрание Wallace, Лондон.
В чём тут дело? Видимо, выбор Людовика был обусловлен не только тем, что Буль предстал перед ним как выдающийся рисовальщик. Здесь, пожалуй, свою роль сыграло то, что можно назвать «вкусом короля». Франция, несомненный лидер на Континенте, поддерживала, как сказали бы сегодня, инновации во всех сферах общественной жизни и, разумеется, в искусстве.
Впервые за двести лет Франция опять замахнулась на Италию, вечную «законодательницу моды».
В описываемые годы теоретик искусства, поэт, писатель, критик, Николя Буало (Nicolas Boileau, 1636—1711 годы) заложил основы нового художественного течения — классицизма.
На фотографии — платяной шкаф работы Андрэ Буля (высота — 302 сантиметра), 1715 год. Собрание Wallace, Лондон.
Основные принципы, положенные в основу стиля, — лаконичность и ясность форм, соблюдение меры и порядка. Классицизм — это торжественность и величавость, как нельзя лучше выражающий идею абсолютной монархии «Короля-Солнца», в противовес распространённому в остальной Европе «почти-мистическому», затейливому и вычурному барокко (и его апофеозу — стилю рококо).
Даю слово специалистам-мебельщикам: «первое, что бросается в глаза при обзоре мебели, созданной Булем (шкафы, комоды, консоли, столы, стойки для часов), — отказ от деталей архитектурного декора и вообще от архитектурного построения изделий, столь свойственного мебели итальянского барокко. При этом в шкафах (исключительно двухстворчатых) Буль чаще всего применяет накладные двери, тем самым лишая шкаф главных архитектонических элементов — боковых несущих опор (торцов боковых стенок) и горизонтальных несомых (нижней и верхней стенок). Прежде накладные двери не использовались.
Во-вторых, общая структура и силуэт изделий Буля почти всегда прямоугольны. Особенно это характерно для шкафов, в частности,
Обе особенности — отсутствие „архитектурности“ и прямоугольность построения — стали у Буля парадигмой творчества. Наиболее характерно они проявились в предметах мебели, предназначавшихся для дворцов в Версале и Лувра».
На фотографии — стол работы Андрэ Буля, 1708–1709 годы. Версаль.
Действительно, в обстановке классицистической архитектуры перестроенных дворцов Версаля и Лувра мебель в стиле барокко (не говоря уж о рококо) смотрелась бы чуждо, своей инородностью и неуместностью разрушала бы образ, созданный талантливыми архитекторами. Барочная мебель — сама по себе «архитектура», создающая как бы конструкцию второго порядка, «архитектуру в архитектуре», а этого вовсе не приемлет стиль классицизма.
К ещё одной особенности стиля Буля, связанной с пониманием плоскостей и плоских поверхностей в классицизме, мы вернёмся в заключительной части статьи. Это, полагаю, даст некоторое представление о том, как внутреннее мироощущение дизайнера (говоря современным языком), его устремления и интересы конкордируют с насущными запросами общества (или верховной власти), что и выдвигает его в ряды выдающихся мастеров.
Помимо работы в интересах французской короны, Буль выполнял множество заказов европейских королевских дворов (испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и Кёльнский), французской и иностранной знати и просто богатых горожан. Несмотря на высокие гонорары, лёгкость и быстроту, с которой Буль эти заказы выполнял, ему постоянно не хватало денег. Доходило до того, что он длительное время не платил своим работникам и несколько раз не выполнил заказ, за который получил аванс (в 1704 году лишь вмешательство короля избавило его от ареста имущества).
На фотографии — бюро Максимилиана Эммануила, курфюрста Баварии, работы Андрэ Буля, 1715 год. Лувр.
Дело в том, что у него была одна всепоглощающая страсть — коллекционирование. Собирал он предметы искусства: картины, гравюры, рисунки. Он не пропускал ни одно аукциона, полученные авансы уходили на оплату очередного приобретения. По свидетельству его друга, Пьера-Жана Мариетта (Pierre-Jean Mariette), коллекция Буля насчитывала до сорока тысяч предметов, включая 48 работ Рафаэля и дневник Рубенса, который тот вёл в Италии.
Окончание следует.
Яркая мебель,с историей
To Laneta: если совсем честно, по мне она слишком «яркая». Музейная. Нисколько не жилая.
Но это, разумеется, дело вкуса.