Окт 30
Сегодня — окончание истории об одном из величайших мебельных мастеров, который жил и творил во Франции в XVII—XVIII веках, об Андрэ-Шарле Буле (André-Charles Boulle).
В 1720 году произошло страшное: вспыхнувший пожар уничтожил около 20 его цехов, инструменты, станки, заготовки, готовые работы и, главное, большую часть коллекция Буля.
В результате — огромные долги, остатки коллекции пришлось срочно распродавать. Андрэ Буль направил регенту (герцогу Орлеанскому; в 1715—1723 годы он был регентом при малолетнем Людовике XV) письмо-ходатайство (видимо, о заёме), но оно осталось без ответа.
О последних годах жизни Буля известно немного. Он скончался 28 февраля 1732 года, в ореоле заслуженной славы, окружённый поклонниками, последователями и огромными долгами.
На фотографии — стол по рисункам Андрэ Буля. Неизвестный мастер, около 1789 года.
Дело Буля продолжили четверо из семи его детей: Жан-Филипп (Jean-Philippe, 1678—1744 гг.), Пьер-Бенуа (Pierre-Benoît, 1680—1741 гг.), Андрэ-Шарль II (André-Charles II, 1685—1745 гг.) и Шарль-Джозеф (Charles-Joseph, 1688—1754 гг.). Они были не слишком удачливы в делах, а трое последних скончались, оставив после себя большие долги.
Сыновья действительно не унаследовали всего его таланта и мастерства. Однако технику маркетри они удержали, а дело отца сначала продолжили с достаточным размахом. Сыновья поставили на поток производство мебели (разумеется, куда более скромной, нежели та, что была создана для королевского двора), но, конечно, стилистика отца не была им доступна.
На фотографии — комод работы Андрэ Буля, орех, шпонированный чёрным деревом, 1710—1732 годы.
А самым известным последователем Буля стал немецкий мастер Ж.-Ф.Эбен, которого Андре-Шарль пригласил в свою мастерскую. Ученик Эбена, Ж.-А.Ризинер, продолжил традиции маркетри, интарсии и бронозых элементов в парадной мебели эпохи Людовика XVI.
Ещё раз повторюсь. Андрэ-Шарль Буль не был «изобретателем» маркетри, «изобретателем» декора дерева металлическими вставками, узорами и накладными элементами. Не он первый придумал использовать в инкрустации деревянной мебели пластинки черепахового панциря.
Однако именно он стал тем первым мастером, который использовал все эти техники с таким удивительным мастерством, гармоничностью и вкусом. Что касается использования черепахи, оно стало настолько характерным, что в XIX веке любую мебель (даже дешёвую и серийную) красного цвета с черепаховой инкрустацией называли булевой. Название это закрепилось в основном «стараниями» британских аукционистов и мебельщиков.
На фотографии — cтолик работы Андрэ Буля, дуб, шпонированный чёрным деревом, 1680 год.
Принципиальная новизна техники маркетри у Буля заключалась в отходе от традиционного чисто «деревянного» набора композиции. Его заслуга (или открытие) состояло в том, что он начал применять кость и металлы (в основном олово) не для инкрустации как таковой, а для создания целостных законченных композиций. Самым любимым сочетанием были «позитивное» и «негативное» изображения. То есть относительно тёмные черепаховые пластинки на фоне светлого олова и наоборот. Эти композиции, да ещё и в рамках из золочёной латуни или нежной слоновой кости, были чрезвычайно популярны, и не было ни одного королевского дома Европы, не заказавшего Булю хотя бы одного предмета мебели, украшенного в этой технике.
Эти работы в конечном счёте сделали классическую интарсию куда менее популярной.
Кроме того, Буль внёс значительные технологические усовершенствования в процесс работы. Дело в том, что производимая им мебель была крайне дорогой ещё и ввиду того, что значительные объёмы ценным материалов уходили в отходы. Он стал склеивать различные материалы слоями и вырезать их по одной матрице, что давало заметную экономию.
Достаточно массивные металлические элементы, столь часто встречающиеся в работах мастера, служили не просто украшениями, но также защищали торцы и углы мебели.
Булю принадлежала и разработка новых типов мебели, включая бюро и комод, рисунки к которым были опубликованы под названием «Новые рисунки мебели» („Nouveaux Dessins de Meubles“).
И, наконец, обещанное замечание, касающееся новаций Буля в области осознания декоративных свойств поверхностей.
В эпоху, предшествующую классицизму, декору всех элементов мебели уделялось самое пристальное внимание. По очень простой причине: гладкая поверхность (не обязательно плоская; это и точёные ножки, и колонны) воспринималась как необработанная, как «отсутствие работы», и заполнялась резьбой, накладками. Той же цели служили и формально плоские, но композиционно насыщенные интарсии, инкрустации, облицовки крупноформатыми листами фанеры.
На фотографии — письменный столик работы Андрэ Буля, дуб и сосна, шпонированные чёрным деревом, 1725 год.
Ещё раз слово искусствоведам: «классицизм привнёс в архитектуру, а затем и в искусство мебели иное понимание плоской поверхности. Она становится полноценным средством художественной выразительности наряду с деталями изделия, выступающими над ней или накладываемыми на неё. Уже после Андрэ-Шарля Буля многие мастера „второго классицизма“ пошли на радикальное усиление композиционной значимости (ценности) больших поверхностей, как плоских, так и криволинейных, применяя их отделку древесиной со слабо выраженной текстурой или вообще укрывая их непрозрачной лаковой либо масляной краской, нередко белой (по левкасу). Кстати сказать, эстетическую и технологическую почву для этого подготовили мастера периода стиля рококо — этой последней, самой радикальной и кратковременной ипостаси барокко».
А подлинных работ Буля в мире осталось совсем немного. Она хранится в Версале и многих музеях мира. Частично сохранился так называемый Кабинет дофина, одна из самых выдающихся работ мастера периода 1681—1683 годов. Опять же повторюсь, что изготовленная в королевских мастерских мебель не была исключительно делом рук мастера, кроме того, ещё при его жизни появилось множество весьма талантливых подражателей и продолжателей его дела. Поэтому современные специалисты часто находятся в затруднительном положении, определяя автора той или иной работы.
Искусство маркетри практически вышло из моды в двадцатые годы XVIII века, но через шестьдесят лет получило вторую жизнь и с тех пор прочно вошло в сокровищницу мебелестроения.
В статье использованы материалы энциклопедии Брокгауза и Ефрона, энциклопедии Britannica, энциклопедии Grand Larousse, многочисленные источники в Сети, в том числе электронная версия журнала для специалистов мебельной промышленности «Фабрика мебели».
Как красиво!!! Просто слов нет!!!!
1)”О последних годах жизни Буля известно немного. Он скончался 28 февраля 1732 года…”
2) “А самым известным последователем Буля стал немецкий мастер Ж.-Ф.Эбен, которого в 1751 году Андре-Шарль пригласил в свою мастерскую.”
???
To helenchick: спасибо! Исправил.