Апр 19
Я обещал рассказать о великом итальянском дизайнере, скульпторе, графике, теоретике дизайна, писателе Энцо Мари. Удивительно, как мало информации о нём находится «в одном месте»! Даже в итальянской «Википедии» нет отдельной статьи. Интересующихся отправляю к большой (но среднего качества) подборке ссылок.
Родился Мастер 27 апреля 1932 года в городе Новара (город в регионе Пьемонт, административный центр одноимённой провинции). Образование он получил в миланской Академии изящных искусств (Accademia delle Belle Arti), где с 1952 по 1956 годы изучал классическое искусство и литературу. Именно тогда он и заинтересовался дизайном как прикладной дисциплиной. Однако интерес этот был во многом теоретический: роль дизайна в современном искусстве, взаимоотношения дизайнера и потребителя продуктов его труда. И лишь в самом конце 50-х Энцо приступил к работе как дизайнер-практик.
Кроме того, он преподавал в Институте промышленного дизайна (ISIA) во Флоренции и в Европейском институте дизайна в Милане, в разные годы возглавлял объединения и ассоциации итальянский промышленных дизайнеров. Он сотрудничал, пожалуй, со всеми ведущими производителями товаров для дома: Adelphi, Alessi, Artemide, Danese, Driade, Gabbianelli, Ideal Standard, Kartell, Olivetti, Rosenthal, Zanotta. Разумеется, список этот далеко не полный.
Энцо — автор более чем 1 700 произведений самых разных стилей и направлений, задуманных им иногда в одиночку, иногда — в сотрудничестве с итальянскими и зарубежными дизайнерами. Многие его работы демонстрировались на венецианских Бьеннале и миланских Триеннале. Количество выставок, в которых он принимал участие, просто огромно. Четыре раза (в 1967, 1979, 1987 и 2001 годах) Энцо завоёвывал престижную национальную дизайнерскую награду «Золотой компас». Работы Мари входят в коллекции всех ведущих музеев современного искусства.
Ходят слухи (хотя и очень правдоподобные) о том, что как-то он целый год создавал пепельницу. Нет, в это время он делал и ещё что-то, но именно эта пепельница занимала все его думы. В результате получилось столь экстравагантное произведение, что восхищённые члены дизайнерского сообщества начисто отвергли возможность её серийного производства. Настолько она была «чужая». Пепельница, говорят, так и стояла на столе автора (он в те годы очень много курил).
В этом — весь Энцо, отого-то и верится этой то ли истории, то ли байке с пепельницей. В отличие от многих куда более слабых дизайнеров, Энцо никогда не был человеком, успешным коммерчески (в сравнении, опять же), однако старался создавать именно массовые вещи, при этом не поступаясь своими убеждениями. Убеждениями в том, как создаваемая вещь должна выглядеть. Этому правилу он следует всю жизнь.
Этот оригинальный календарь-весы создан Энцо в 1954 году. Материал — разные сорта дерева.
Принцип работы, наверное, понятен из рассмотрения фотографий. Ничего «сакрального» в них нет — просто оригинальная настольная безделушка. Календарь и сейчас можно найти в продаже примерно за $130.
Одной из первых разработок, запущенных в серийное производство, был забавный детский деревянный паззл, который начала с 1957 года выпускать созданная в том же году итальянская компания Danese S.r.l.
Шестнадцать фигурок разных животных плотно укладываются в деревянную коробку. После того, как фигурки вынуты, ваша задача — сложить их обратно. На крышке коробочки, конечно, вырезана инструкция (видно на фотографии слева), а без неё решение очень непросто! Да, это занимательная и развивающая детская игрушка, не более того. Кстати, весь набор изготавливался из качественной древесины дуба. Набор до сих пор изготавливается ограниченной серией — 200 экземпляров в год. Эту ставшую культовой игрушку можно приобрести за примерно $500. Кроме того, Энцо разработал ещё одну аналогичную головоломку, с морскими обитателями.
С 1959 года Энцо начал экспериментировать со входящими в моду пластмассами. Одной из самых известных работ этого периода стала пластиковая ваза Pago-pago в виде двух входящих друг в друга усечённых конусов (1969 год). На фотографии она слева. Справа, более поздние вариации на ту же тему. Вазы Pago-pago выпускались из пластика самых разных цветов. Производитель — Danese.
Пластиковые вазочки Bambù были созданы для компании Danese в 1969 году. Изготавливаются до сих пор из переработанного поливинилхлорида.
Danese с 1969 года выпускает вазы для фруктов Adal. Материал — меламиновый пластик.
Putrella — металлическая поднос-вазочка. Он выпускается компанией Danese ограниченным тиражом в 100 экземпляров в год (согласитесь, оригинальный подход!)
Серия из четырёх кофейных столиков Cugino и Cuginetto (по-итальянски «племянник» и «маленький племянник») с круглой и квадратной стеклянной крышкой. Серия создана для компании Driade.
Стулья Delfine также были созданы для Driade. За них Энцо получил «золотой компас» в 1979 году.
Стулья Tonietta для компании Zanotta были созданы в память знаменитого венского Стула № 14 великого мебельного мастера Михаэля Тонета (Michael Thonet, 1796–1871 годы). За этот стул Энцо был удостоен «Золотого компаса» в 1987 году.
Ну и, наконец,— набор мелочей для кухни. Всё-таки очень обидно, что крайне сложно найти качественные изображения работ автора!
Несмотря на возраст, Энцо Мари продолжает активно работать. Количество уже созданного им поражает. Достаточно сказать, что ещё в 1983 году Энцо передал в архивы Университета Пармы более 8 500 своих набросков и чертежей.
Очень плодовитый дизайнер.
Спасибо, Николай! Прочитала с огромным удовольствием и многие вещи стали для меня настоящим открытием!
Деревянные игрушки - супер!
Анне Комниной: вот я и говорю. Вроде, все слышали, все знают, а информации почти и нет о нём!
В общем, пожалуйста!
Ну, у него масса очень оригинальных работ. При случае ещё подборку сделаю.